Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области

8(84663) 5-11-01
8(84663) 5-11-04
8(84663) 5-11-06

Наставничество как способ адаптации молодого учителя в системе общего образования

12 июня 2023 года

Наставничество играет одну из ведущих ролей в реализации проекта «Образование», одной из целью которого является к 2024 году вовлечение не менее 70% обучающихся и педагогических работников общеобразовательных организаций в различные формы наставничества и сопровождения.

Существуют различные подходы к определению наставничества. Наиболее обобщенную формулировку предлагают О. Н. Мамонова, И. А. Сосунова, О. В. Юрченко - как метод обучения и развития [4]. Н. А. Криволапова, О. Т. Кулешова, В. Д. Ячменев интерпретируют это понятие применительно к системе образования как разновидность индивидуальной учебной и воспитательной работы с педагогическими работниками, имеющими опыт работы в образовательных организациях от 0 до 3 лет [3]. Г. Р. Ахтиева, М. Г. Ермолаева, О. Н. Шилова видят в наставничестве востребованный метод обучения и развития сотрудников, важный элемент корпоративной культуры [1]. Более того, как отмечает Л. А. Кочемасова, наставничество - двусторонний, взаимообогащающий процесс, необходимый наставнику не меньше, чем наставляемому [2].

Отталкиваясь от приведенных определений, мы фокусируем внимание на конкретном объекте профессионального сопровождения - фигуре молодого педагога, работающего в системе общего образования от 0 до 3 лет. Исходя из этого под наставничеством понимаем поддержку учителя-предметника в его установках на развитие своего потенциала, навыков, приоритеты и пути становления в профессиональной деятельности.

Целью педагогического наставничества в школе является оказание помощи молодому учителю в его профессиональном становлении. Основными задачами педагогического наставничества в рамках модели «учитель - учитель» являются:

  • оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательной деятельности;
  • ускорение процесса становления учителя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
  • формировать у начинающего учителя потребность в непрерывном самообразовании;
  • способствовать овладению новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания обучающихся;
  • способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности начинающего учителя.

При работе с молодым педагогом совместно с наставником составляется программа наставничества на учебный год, которая включает в себя четыре этапа:

  1. Постановка цели и задач.
  2. Планирование деятельности.
  3. Выполнение деятельности.
  4. Рефлексия и оценка.

Содержание мероприятий программы наставничества включает в себя работу по предмету, воспитательную работу и работу с нормативной документацией. Важно отметить, что каждый этап работы должен быть проконтролирован наставником, а наставляемому необходимо проводить самооценку.

Работа по предмету является одной важных, на нее нужно обратить особое внимание. Это и оказание помощи в разработке поурочных планов и технологических карт к урокам, и взаимопосещение уроков с последующим анализом, и совместная разработка планов-конспектов занятий по внеурочной деятельности, и подготовка к участию в конкурсах профессионального мастерства.

Помощь наставника молодому специалисту в воспитательной работе включает в себя изучение плана воспитательной работы школы, составление плана воспитательной работы класса, консультации по вопросу возрастных особенностей школьников и работе с родителями, разработка классных часов и мероприятий.

Работу с нормативной документацией необходимо эффективно построить до начала учебного года. Наставник знакомит наставляемого с нормативными документами, которые необходимы для того, чтобы приступить к работе. Это инструктаж о ведении школьной документации (заполнение, ведение и проверка классных журналов, тетрадей, дневников учащихся). Практикум по разработке рабочих программ по предмету, составлению календарно-тематического планирования. Работа с ФГОС ООО, изучение нормативно-правовой базы школы, положения о дозировке и видах домашнего задания, заполнение протоколов контрольных работ в модуле МСОКО и др.

Во время индивидуальных консультаций важно показать молодому специалисту, как эффективно на процесс обучения влияют различные технологии, методические способы и приемы. Даже если для использования технологии в целом учитель еще не созрел, то для использования приемов современных технологий, всегда.

Очень многое зависит в организации и от самого молодого учителя: если он «горит», интересуется, не остается равнодушным, то и работа по созданию комфортной среды и успешного профессионального становления будет успешной.

После окончания учебного года наставник и молодой специалист решают, насколько эта работа была эффективна, как ее построить на новый учебный год, какого рода помощь теперь будет нужна.

Таким образом, правильно спланированная и организованная работа педагога-наставника и молодого специалиста помогает преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, совершенствовать свои профессиональные навыки.

#ЛюдиКакЛюди, #ГПН_2023, #ГодПедагогаНаставника

Литература:

  1. Ахтиева Г. Р., Ермолаева М. Г., Шилова О. Н. Современное состояние и проблемы развития института наставничества молодых учителей // Человек и образование. 2018. N 4 (57). С. 202-209.
  2. Кочемасова Л. А. Научное наставничество как историко-педагогический ресурс подготовки будущего учителя // Современные проблемы науки и образования. 2021. N° 3. С. 67-75.
  3. Криволапова Н. А. Кулешова О. Т., Ячменов В. Д. Технология наставничества: опыт использования вариативных моделей наставничества: сб. метод. рекомендаций для руководителей и пед. работников образов. организаций. Курган, 2019. 56 с.
  4. Мамонова О. Н., Сосунова И. А., Юрченко О. В. Наставничество в науке как индикатор социального измерения модернизации и научно-технологического развития // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. N 5- 1. С. 1060-1062.

Громко Ирина Александровна, Гречина Елизавета Сергеевна

Мы в социальных сетях