Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области
8(846 63) 5-11-01
8(846 63) 5-11-04
8(846 63) 5-11-06
16 декабря 2020 года
Познакомить детей с произведением Пришвина "Выскочка", с краткой биографией писателя;
Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного чтения, развивать умения делить текст на части, составлять план, умение анализировать прочитанное;
Развивать интеллектуальные способности детей, творческое воображение, прививать любовь к чтению.
Воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность за поведением животных.
Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа
Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий
Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей
Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач.
Прочитаем хором предложение с последовательной постановкой логического ударения (запись на доске).
Какой чудесный день!
Какой чудесный день!
Какой чудесный день!
Улыбнитесь друг другу! Подарите мне свои улыбки! Замечательно! Пусть улыбка сопровождает вас сегодня на уроке. Улыбки - смайлики лежат у вас на парте. В конце урока мы определим с каким настроением вы покинете наш урок.
А сейчас – чудо! Ребята, раскройте свой ум, глаза и сердце для встречи с прекрасным! (Слайд 3) (Включается видеоролик природа)
Ребята, а что вы сейчас чувствуете? (Ответы детей)
Все эти чувства пробудила в нас природа.
Как вы думаете, почему я включила э ту запись? (Раздел называется «Природа и мы»)
С какими произведениями из этого раздела мы уже познакомились?
(Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш», Александр Иванович Куприн «Барбос и Жулька»).
Ребята, узнайте птицу по описанию:
У птицы есть прозвище - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост- длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные , а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет. (Слайд 4)
Правильно, это – сорока.
(Информацию о сороке читают подготовленные дети)
1-й ученик:
Походка у сорок особенная и неповторимая, хотя по земле, в большинстве случаев, эта птица перемещается скачками. На кроне деревьев сороки также перемещаются прыжками, и делают это они очень ловко и проворно. В воздухе птица планирует, её полёт волнообразный. (Слайд 5)
2-й ученик:
Размещают свои гнёзда птицы обычно высоко, в кроне деревьев, очень редко на кустарниках. (Слайд 6-8)
Приблизительно в апреле-начале мая самка откладывает до 8 яиц. Насиживает эти яйца исключительно самка. Через 18 дней на свет появляются птенцы.
Продолжительность их жизни в среднем составляет 15 лет. (Включается запись стрекотания сороки)
Речевая разминка
Скороговорка (Слайд 9)
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
С каким рассказом мы сегодня познакомимся, вы узнаете, разгадав кроссворд. (Работа по парам) Слайд 10-11) Приложение 1
Ключевое слово «Выскочка» Объяснение значения слова (Слайд 12)
Знакомство с писателем М.М.Пришвиным (Слайд 13)
Рассказ «Выскочка» написал известный писатель М.М.Пришвин. Показывается слайд с портретом писателя
Чтение цитаты со слайда М.М.Пришвина "Дорога к другу".
"Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь и горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу - значит охранять родину".
Как вы понимаете смысл этих слов?
Природа наша очень богата и каждому живому существу на земле своё место предназначено. Если мы будем охранять природу, значит, наша Родина будет ещё богаче.
Вспомните, какие произведения этого автора вам известны?
О М. М.Пришвине нам расскажет Валя, она подготовила небольшое сообщение. (Слайд 14-17)
Словарная работа. Работа в группах. (Слайд 18-19) Приложение 2
Выскочка — ЭТО ТОТ, КТО ПОСТОЯННО ВЫКРИКИВАЕТ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ СВОЕЙ ОЧЕРЕДИ, ПРИВЛЕКАЕТ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ.
Выскочка — это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам. (Из «Толкового словаря» Ожегова).
сородичи — родственники.
выводок — птенцы или детеныши млекопитающих, еще живущие с матерью;
срам — стыд, позор;
бдительность — внимательность, настороженность, наблюдательность, зоркость, чуткость;
поскакала дуром — двигалась странно
с заскоком и пыльцой в голове — крайность, странность в поведении
На свой страх и риск — действовать полностью на свою ответственность
улучила момент — нашла подходящее время
Посмотреть на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх. вниз.
Перевести взгляд на цветной круг.
Первичное чтение
Читает ученица. 1 остановка
Слушаем и следим за чтением. Особое внимание обращаем на героев и их повадки
Кто является героем? Как у собаки появилась такая кличка?
Читает ученик. 2 остановка
Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена?
Что случилось? Ребята, ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость?
3 остановка
Про кого говорит автор - в семье не без урода? Как понимаете крылатое выражение?
Как повела себя Выскочка?
Удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку, как дальше будут развиваться события?
4 остановка.
Что же произошло между героями?
Как вы думаете какое чувство испытывала Выскочка, когда осталась без хвоста: гордости или стыда?
Как отнеслись к этому её сородичи (С осуждением, посмеялись над ней - нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста).
Почему другие сороки стали срамить Выскочку?
Какое чувство вызвала у вас сорока? (чувства насмешки, сострадания)
Почему история, которую рассказал Пришвин, закончилась таким образом?
Выборочное чтение.
Найдите описание Вьюшки.
Какие художественные средства использует автор? (эпитеты, сравнения)
А для чего автор использует эти художественные средства?
Вспомним, с чего всё началось?
Какое событие в рассказе главное?
Почему сорока так поступила?
А как автор это объясняет?
Найдите слова автора, где он поясняет крылатое выражение "В семье не без урода".
Что сороке говорили его сородичи?
Что думает автор о ней?
Чем закончилось наступление выскочки?
Прочитайте эпизод, где Пришвин описывает сороку после наступления.
Работа с иллюстрацией.
Рассмотрите иллюстрацию, как себя чувствует сорока в этот момент?
Итог: Почему Пришвин назвал рассказ "Выскочка"? Подтвердились ли наши предположения?
Назовите русскую пословицу, подходящую к нашему рассказу. (Слайд19)
"Поспешишь, людей насмешишь", "Где смелость, там и победа", "Терпение и труд, всё перетрут"
К какому жанру вы бы отнесли это произведение? (рассказ)
Какой этот рассказ? (познавательный)
Деление на части. Составление плана.
На сколько ярких фотокадров вы бы поделили это произведение? (4)
Работа в группах на 5 минут.
Появляется слайд с планом. (Слайд20)
Пришвин М.М писал: (слайд 21)
"Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю"
Как вы думаете, почему Пришвин говорил так?
Можно ли сравнивать поведение птицы с поведением человека?
Свяжите это высказывание с нашим уроком и сделайте вывод.
Над чем ты задумался на уроке?
Встречал ли ты людей похожих по характеру с сорокой?
Возьмите смайлик и поставьте на ту ступеньку лестницы, на сколько вы оцениваете себя. (Слайд 22)
В НАРОДЕ ЕСТЬ КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ:
«СОБАКА В ДОМЕ – ЭТО РАДОСТЬ».
СОСТАВЬТЕ НЕБОЛЬШОЙ РАССКАЗ НА ЭТУ ТЕМУ И ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ.