Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области

8(84663) 5-11-01
8(84663) 5-11-04
8(84663) 5-11-06

Агрессивность у детей

28 апреля 2022 года

Агрессия – любая вспышка атакующей энергии. В основании детской агрессии лежит эмоция, порыв, импульс атаковать.

Основные проявления агрессии у детей: бить, нападать, кусаться, щипаться, кидаться чем-то, плеваться, капризы, истерики, нытье, жестокость, вопли, стыдить, оскорблять, унижать, высмеивать, делать что-то исподтишка, кровавые фантазии, сны, рисунки, аутоагрессия.

В основании агрессии эмоция фрустрации, а не гнев. Фрустрация возникает тогда, когда что-то идет не так. Фрустрация помогает нам двигаться в сторону изменений. Фрустрация имеет свойство накапливаться.

Вызывают фрустрацию:

  • Голод, усталость, жара, духота, боль, недомогание;

  • Ограничения (запреты, наказание).

  • Потребности ребенка:

  • В познании мира

  • В выражении своих эмоций и чувств

  • Во внимании и любви родителей

  • В физической активности

  • В развлечениях и новых эмоциях

  • В продолжении интересной деятельности (например, игры)

Что происходит, когда ребёнку запрещают злиться?

  • Он всё равно продолжает испытывать злость, но принимает решение, что с ним что-то «не так», прячет свои чувства и подавляет их.

  • Подавленные чувства накапливаются, это ведёт к нарушениям поведения, неврозам и аутоагрессивному поведению (причинению себе вреда).

  • В будущем, в жизненных ситуациях, в которых чувство злости может пригодиться (чтобы защитить себя или других, отстоять свои права, свою честь, выразить своё несогласие, добиться чего-то важного, выразить своё мнение), человек по привычке подавляет, вытесняет и не использует это.

От чего еще зависит агрессивность у ребенка?

  • Стиль воспитания в семье;

  • Обесценивание авторитета других взрослых;

  • Агрессия в СМИ, мультиках;

  • Питание;

  • Нет распорядка дня.

Очень часто агрессия может быть «выученная» на примере родителей. Ребенок подражает реакции взрослых и считывает атмосферу в семье.

Поэтому родителям следует следить за своим поведением. Если хотим, чтобы дети не дрались, не орали, не отнимали, не обзывались, то мы сами должны перестать это делать. Родители – пример во всем!

Если ваш ребенок ведет себя агрессивно (ситуативно):

  • Следим за безопасностью ребенка и окружающих.

  • Уходим из инцидента (например, с детской площадки).

  • Не надо читать нотаций и воспитывать – разговоры после инцидента («Мы разберемся»).

  • Находимся рядом с ребенком, не оставляем его одного.

  • Правило «два ДА, одно НЕТ».

Если ваш ребенок ведет себя агрессивно (фоновая агрессия):

  • Наблюдаем за ребенком (пример: сколько времени он может спокойно играть?)

  • Уменьшаем фрустрацию с помощью удовлетворения потребностей

  • Помогаем сбросить энергию (спорт, активные игры, прогулки)

  • Помогаем ребенку перейти от злости к слезам:

  • Не запрещаем злиться и озвучиваем чувства («ты сердишься, что сестра забрала твою машинку. Ты не любишь, когда твои игрушки берут без спросу»)

  • Физический контакт, объятия. Глаза смотрят в один уровень с глазами ребенка.

Если ваш ребенок пострадал от агрессии другого ребенка:

  • Маме успокоиться самой;

  • Успокоить ребенка;

  • Поговорить с родителями обидчика (не нападая и не обвиняя);

  • Поговорить с ребенком-обидчиком (если родители не идут на контакт);

  • Поговорить со своим ребенком, рассказать, что в жизни бывают разные ситуации, рассказать примеры из своей жизни/детства.

Стоит ли давать сдачи обидчику?

  • Объясните ребенку, что бывают разные ситуации: когда стоит применять силу, а когда нет.

  • Приведите примеры из жизни.

С уважением,
педагог-психолог Лисицина И. В.

Мы в социальных сетях