Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области
8(846 63) 5-11-01
8(846 63) 5-11-04
8(846 63) 5-11-06
28 апреля 2022 года
Агрессия – любая вспышка атакующей энергии. В основании детской агрессии лежит эмоция, порыв, импульс атаковать.
Основные проявления агрессии у детей: бить, нападать, кусаться, щипаться, кидаться чем-то, плеваться, капризы, истерики, нытье, жестокость, вопли, стыдить, оскорблять, унижать, высмеивать, делать что-то исподтишка, кровавые фантазии, сны, рисунки, аутоагрессия.
В основании агрессии эмоция фрустрации, а не гнев. Фрустрация возникает тогда, когда что-то идет не так. Фрустрация помогает нам двигаться в сторону изменений. Фрустрация имеет свойство накапливаться.
Голод, усталость, жара, духота, боль, недомогание;
Ограничения (запреты, наказание).
Потребности ребенка:
В познании мира
В выражении своих эмоций и чувств
Во внимании и любви родителей
В физической активности
В развлечениях и новых эмоциях
В продолжении интересной деятельности (например, игры)
Он всё равно продолжает испытывать злость, но принимает решение, что с ним что-то «не так», прячет свои чувства и подавляет их.
Подавленные чувства накапливаются, это ведёт к нарушениям поведения, неврозам и аутоагрессивному поведению (причинению себе вреда).
В будущем, в жизненных ситуациях, в которых чувство злости может пригодиться (чтобы защитить себя или других, отстоять свои права, свою честь, выразить своё несогласие, добиться чего-то важного, выразить своё мнение), человек по привычке подавляет, вытесняет и не использует это.
Стиль воспитания в семье;
Обесценивание авторитета других взрослых;
Агрессия в СМИ, мультиках;
Питание;
Нет распорядка дня.
Очень часто агрессия может быть «выученная» на примере родителей. Ребенок подражает реакции взрослых и считывает атмосферу в семье.
Поэтому родителям следует следить за своим поведением. Если хотим, чтобы дети не дрались, не орали, не отнимали, не обзывались, то мы сами должны перестать это делать. Родители – пример во всем!
Следим за безопасностью ребенка и окружающих.
Уходим из инцидента (например, с детской площадки).
Не надо читать нотаций и воспитывать – разговоры после инцидента («Мы разберемся»).
Находимся рядом с ребенком, не оставляем его одного.
Правило «два ДА, одно НЕТ».
Наблюдаем за ребенком (пример: сколько времени он может спокойно играть?)
Уменьшаем фрустрацию с помощью удовлетворения потребностей
Помогаем сбросить энергию (спорт, активные игры, прогулки)
Помогаем ребенку перейти от злости к слезам:
Не запрещаем злиться и озвучиваем чувства («ты сердишься, что сестра забрала твою машинку. Ты не любишь, когда твои игрушки берут без спросу»)
Физический контакт, объятия. Глаза смотрят в один уровень с глазами ребенка.
Маме успокоиться самой;
Успокоить ребенка;
Поговорить с родителями обидчика (не нападая и не обвиняя);
Поговорить с ребенком-обидчиком (если родители не идут на контакт);
Поговорить со своим ребенком, рассказать, что в жизни бывают разные ситуации, рассказать примеры из своей жизни/детства.
Объясните ребенку, что бывают разные ситуации: когда стоит применять силу, а когда нет.
Приведите примеры из жизни.
С уважением,
педагог-психолог Лисицина И. В.