Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области

8(84663) 5-11-01
8(84663) 5-11-04
8(84663) 5-11-06

Урок «Обобщение знаний по теме «Имя существительное»

Цель урока:

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Имя существительное».

Задачи урока:

Образовательная:

Учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета, распознать одушевленные/неодушевленные существительные, собственные и нарицательные; умение определять род и число имен существительных.

Развивающая:

Развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.

Воспитательная

Содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Планируемые результаты:
  • Познавательные УУД
    • ориентироваться в учебнике, тетради;
    • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
    • развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
    • строить речевое высказывание в устной форме;
    • выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
    • моделировать информацию;
    • уметь определять уровень усвоения учебного материала
  • Регулятивные УУД
    1. По заголовкам, по заданиям (словесным и наглядным) понимать, принимать и сохранять в памяти учебную задачу.
    2. Осознавать границы собственных знаний.
    3. Выполнять различные УД.
    4. Оценивать правильность выполнения, вносить необходимые коррективы
    5. Контролировать и оценивать свои действия
  • Коммуникативные УУД
    1. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками , осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнеру по общению.
    2. Слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
    3. Участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слышать собеседников, стараться понять мысли другого.
  • Личностные
    1. Способствовать осмыслению учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов
    2. Осознать практическую значимость материала, ценность совместной деятельности 3.Установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Ход урока

№ п/п Цели и задачи Деятельность учителя

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

2.1.

Умение наблюдать, сравнивать, находить, обобщать закономерность и делать выводы.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке.

За каждый правильный ответ вы будете получать совенка. По окончанию урока мы посмотрим, кто больше всех дал правильных ответов. Сова, как правило, символизирует мудрость.

Ну, что, вперед! 
На доске написаны ряды слов.

- Найди лишнее слово:

1. Команда, футбольный, хоккейный.

2. Васильева, Дмитрий, Иванов, Семенов.

3. Добрый, солнце, веселый, злой.

4. Побеждать, радоваться, играть, шалаши.

- Назовите лишние слова.

- Команда (прилагат.)
- Дмитрий (фамилии)
- Солнце (прилагат.)
- Шалаши (глаголы)

- Объедините слова по нескольким признакам.

  • все слова существительные;
  • Дмитрий– имя собственное, остальные - нарицательные;
  • употребляются в ед.ч. и мн.ч. Определите число каждого сущ.
  • Дмитрий – одушевленное сущ., а остальные – неодушевленные.

3. Сообщение темы и целей урока.

3.1

Обогащение активного и пассивного словаря. Вызвать познавательный интерес к предмету русский язык.

- Назовите тему нашего урока.

Как вы уже догадались: Имя существительное. (Слайд 1)

 Наша цель - повторить и обобщить знания об имени существительном.

- Что такое имя существительное? (Слайд 2)

-Какие цели для повторения поставим для себя на уроке? Конкретизируйте, что можно повторять об имени существительном? (Слайд 3)

1. Что такое/понятие.

2. Одушевленность/неодушевленность

3. Собственные/нарицательные

4. Род

5. Число

6. Падеж

7. Морфологический разбор существительного как части речи.

- Все существительные имеют постоянные признаки и непостоянные.

- А как вы думаете, для чего нам необходимо повторить все, что знаем об имени существительном?

4. Обобщение и систематизация знаний.

4.1.

Выявление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями познавательной деятельности по разделу.

Одушевлённые - неодушевлённые

– На какие группы можно разделить все имена существительные? (Слайд 4)

(Одушевлённые и неодушевлённые )

- Как их различить? Вопросы кто? – что?

– Подберите к записанным неодушевлённым именам существительным одушевлённые (однокоренные).

сила – силач
труба – 
журнал –
добро –

– Данный признак (одушевлённые/неодушевлённые) относится к какой группе? (постоянные признаки)

4.2

Собственные/нарицательные

– Какие ещё постоянные признаки вы знаете? (нарицательные и собственные)

(Слайд 5)

– К исходным словам, а именно к нарицательным именам существительным, подберите собственные.

река…

столица…

журнал…

собака….

- Запишите в тетради. Проверка.

– Данный признак (собственные/нарицательные) относится к какой группе? (постоянные признаки)

5. Физкультминутка.

6. Обобщение и систематизация знаний.

6.1

Род имён существительных

– На какие три группы делятся имена существительные? (по родам)(Слайд 6)

Женский род запомню я,
И скажу: “Она – моя”.
Я запомню род мужской,
И опять скажу: “Он – мой”.
Средний род: “Оно – моё” – 
Это правило – твоё!

- Изменяются ли сущ. по родам? 
- Как определить род существительного?

- Придумайте по 3 существительных каждого рода. Запишите в тетрадь.

- Итог: имена существительные бываютженского, мужского, среднего рода.

– Данный признак (род имён существительных) относится к какой группе? (постоянные признаки)

6.2

Число существительных

- Как изменяются имена сущ.? (по числам)

(Слайд 7)
Игра «Назови ед.число». Запись в тетради.

Уши, лица, соседи, сугробы, ветра, метели, окна, грибы, трамваи, деревни.
– Данный признак (изменение имён существительных по числам)  относится к какой группе? (непостоянные признаки)

6.3

Падеж существительных

Изменение имён существительных по падежам. (Слайд 8)

- Посмотрите на слайд. Придумайте задание.

- Составьте предложения. Запишите. Определите падеж существительных.

– Данный признак (изменение имён существительных по падежам)  относится к какой группе?  (непостоянные признаки)

6.4

Морфологический разбор

(Слайд 9)

- Перед вами текст. Прочитайте его, вставляя пропущенные слова. Запишите. Сделайте морфологический разбор слова за рощей.

(Слайд 10)

7. Итог урока.

(Слайд 11)

– Какие затруднения встретили при изучении темы “Имя существительное”?

– Каким образом справились с этими трудностями?

– Как бы вы оценили свою деятельность на уроке?

– Что в изучении темы об имени существительном осталось для вас неясным?

– У кого больше всех совят, тот получает право называться самым мудрым!

8. Домашнее задание. (Слайд 12)

Сова

Мы в социальных сетях