Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области
8(846 63) 5-11-01
8(846 63) 5-11-04
8(846 63) 5-11-06
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Имя существительное».
Образовательная:
Учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто?, что? и слово - название предмета, распознать одушевленные/неодушевленные существительные, собственные и нарицательные; умение определять род и число имен существительных.
Развивающая:
Развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.
Воспитательная
Содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
№ п/п | Цели и задачи | Деятельность учителя |
---|---|---|
1. Организационный момент. |
||
2. Актуализация знаний. |
||
2.1. |
Умение наблюдать, сравнивать, находить, обобщать закономерность и делать выводы. |
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке. За каждый правильный ответ вы будете получать совенка. По окончанию урока мы посмотрим, кто больше всех дал правильных ответов. Сова, как правило, символизирует мудрость. Ну, что, вперед! |
- Найди лишнее слово: 1. Команда, футбольный, хоккейный. 2. Васильева, Дмитрий, Иванов, Семенов. 3. Добрый, солнце, веселый, злой. 4. Побеждать, радоваться, играть, шалаши. |
||
- Назовите лишние слова. - Команда (прилагат.) |
||
- Объедините слова по нескольким признакам.
|
||
3. Сообщение темы и целей урока. |
||
3.1 |
Обогащение активного и пассивного словаря. Вызвать познавательный интерес к предмету русский язык. |
- Назовите тему нашего урока. Как вы уже догадались: Имя существительное. (Слайд 1) Наша цель - повторить и обобщить знания об имени существительном. - Что такое имя существительное? (Слайд 2) -Какие цели для повторения поставим для себя на уроке? Конкретизируйте, что можно повторять об имени существительном? (Слайд 3) 1. Что такое/понятие. 2. Одушевленность/неодушевленность 3. Собственные/нарицательные 4. Род 5. Число 6. Падеж 7. Морфологический разбор существительного как части речи. - Все существительные имеют постоянные признаки и непостоянные. - А как вы думаете, для чего нам необходимо повторить все, что знаем об имени существительном? |
4. Обобщение и систематизация знаний. |
||
4.1. |
Выявление уровня овладения учащимися теоретическими знаниями познавательной деятельности по разделу. Одушевлённые - неодушевлённые |
– На какие группы можно разделить все имена существительные? (Слайд 4) (Одушевлённые и неодушевлённые ) - Как их различить? Вопросы кто? – что? – Подберите к записанным неодушевлённым именам существительным одушевлённые (однокоренные). сила – силач – Данный признак (одушевлённые/неодушевлённые) относится к какой группе? (постоянные признаки) |
4.2 |
Собственные/нарицательные |
– Какие ещё постоянные признаки вы знаете? (нарицательные и собственные) (Слайд 5) – К исходным словам, а именно к нарицательным именам существительным, подберите собственные. река… столица… журнал… собака…. - Запишите в тетради. Проверка. – Данный признак (собственные/нарицательные) относится к какой группе? (постоянные признаки) |
5. Физкультминутка. |
||
6. Обобщение и систематизация знаний. |
||
6.1 |
Род имён существительных |
– На какие три группы делятся имена существительные? (по родам)(Слайд 6) Женский род запомню я, - Изменяются ли сущ. по родам? - Придумайте по 3 существительных каждого рода. Запишите в тетрадь. - Итог: имена существительные бываютженского, мужского, среднего рода. – Данный признак (род имён существительных) относится к какой группе? (постоянные признаки) |
6.2 |
Число существительных |
- Как изменяются имена сущ.? (по числам) (Слайд 7) Уши, лица, соседи, сугробы, ветра, метели, окна, грибы, трамваи, деревни. – Данный признак (изменение имён существительных по числам) относится к какой группе? (непостоянные признаки) |
6.3 |
Падеж существительных |
Изменение имён существительных по падежам. (Слайд 8) - Посмотрите на слайд. Придумайте задание. - Составьте предложения. Запишите. Определите падеж существительных. – Данный признак (изменение имён существительных по падежам) относится к какой группе? (непостоянные признаки) |
6.4 |
Морфологический разбор |
(Слайд 9) - Перед вами текст. Прочитайте его, вставляя пропущенные слова. Запишите. Сделайте морфологический разбор слова за рощей. (Слайд 10) |
7. Итог урока. |
||
(Слайд 11) – Какие затруднения встретили при изучении темы “Имя существительное”? – Каким образом справились с этими трудностями? – Как бы вы оценили свою деятельность на уроке? – Что в изучении темы об имени существительном осталось для вас неясным? |
||
– У кого больше всех совят, тот получает право называться самым мудрым! |
||
8. Домашнее задание. (Слайд 12) |