Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области

8(84663) 5-11-01
8(84663) 5-11-04
8(84663) 5-11-06

Открытый урок в 1 классе по обучению грамоте. Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´]

18 ноября 2020 года

Тема
Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´].

Цели урока
познакомить обучающихся с новыми буквами «С», «с», и звуками [с], [с’].

Задачи урока:

  1. Предметные:
    • формировать представление о звуках [с], [с'] как о согласных звуках;
    • учить отличать звук [с], [с'] и букву «С,с» от других звуков и букв;
    • учить читать и писать слоги, слова с новой буквой;
  2. Метапредметные:
    Познавательные:
    воспитывать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы.
    Коммуникативные:
    формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
    Регулятивные:
    формировать внутреннюю позицию школьника правильно распределять своё время.

Планируемые результаты:

  1. Предметные
    знакомство с буквой С, с и звуками, которые она обозначает; развитие фонематического слуха.
  2. Метапредметные:
    Регулятивные:
    контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
    Познавательные:
    владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.
    Коммуникативные:
    конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учится работать в группах.
    Личностные:
    проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.
    Современные образовательные технологии:
    системно-деятельностный подход, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, технология ИКТ.
    Тип урока:
    урок «открытия» новых знаний.
    Формы организации деятельности:
    фронтальная, групповая, парная.

Структура и ход урока:

Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Злость, капризы, ссоры с ленью
Пусть останутся за дверью.
С улыбкой и старанием
Получим много знаний мы.
(С. Чижова)

Давайте настроимся на работу, улыбнёмся друг другу.
Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и хочу пожелать удачи в нашем путешествии за новыми знаниями.
Прежде, чем получить новые знания, давайте вспомним то, что изучали на предыдущих уроках.

Дети готовятся к уроку Личностные:
способность откликаться на добрые чувства;
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности - Того, кто сегодня на уроке будет помогать нам получать знания, я прошу вас угадать:
У него глаза цветные –
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор)
Отгадывают слово Коммуникативные:
проявляют интерес к общению на уроке и предмету
- А вот и наш гость. Сейчас мы с вами отправимся в путь за знаниями, а он будет следить за нашей работой на уроке. Светофору будет очень приятно, если вы вспомните, где и для чего он необходим. Отвечают Регулятивные:
понимают цель и смысл выполняемых заданий
- Ребята, вы неплохие знатоки, поэтому Светофор обращается к вам за помощью. Дело в том, что на улице Алфавитной, на остановке, стоят два автобуса красный и синий и не знают, каких пассажиров впустить в салон. Помогите определить, какие буквы могут войти в автобус красного цвета.
- Кто поможет?
- Почему так думаешь?
- Какие пассажиры остались на остановке?
- Автобус какого цвета для них потребуется?
Почему?
А,о,у,ы,и - они гласные

Н и С.

Для Н – синего
Согласный
3. Постановка учебной задачи - Ребята, посмотрите у нас осталась ещё одна буква, почему мы её никуда не разместили?
- Вы знаете, как она называется?
- Вы помогли Светофору, а в благодарность он хочет познакомить вас со своей любимой буквой и с новыми звуками, с какими – узнаем, отгадывая загадки:

На чужой спине едет,
А на своей груз везёт. (Седло)

Гладкий, бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк,
А зовут его … (Сурок)

- С какого звука начинаются слова?
- Попробуем произнести этот звук. Знаком нам этот звук?
Мы с ней ещё не знакомились близко Познавательные:
умение на основе анализа объектов делать выводы
- На основе наших рассуждений сформулируйте тему урока.
- А теперь давайте правильно сформулируем тему урока, закончив предложение:
Буква … и звуки, которые она обозначает …
Тема сегодняшнего урока Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´].
Формулируют тему урока
Давайте вместе определим задачи нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытаетесь продолжить мою мысль.
Познакомиться с … (звуком [с], [с'] и буквой, которая их обозначает.)
Учиться отличать … звуки [с], [с’] от других звуков;
Научиться читать и писать… (слоги, слова с новой буквой.)
Ставят задачи урока
4. Построение проекта выхода из затруднения - Ну что же, Светофор следит за нашей работой, и мы переходим к следующему этапу.
Улица Рассуждай-ка
Чтобы звуком управлять,
О нём всё точно надо знать!
Познавательные:
умение обобщать и классифицировать по признакам
– Определите, как проходит воздух через горлышко? (При произнесении звука [с], [с'] воздух встречает препятствие. Значит, он (согласный.) согласный Познавательные:
умение на основе анализа объектов делать выводы
– Закройте уши ладошками. Что слышится: голос или шум? При произнесении звука слышится только шум, значит он (глухой.) глухой
Давайте сделаем слого-звуковой анализ слов на доске «лес», «лось» (картинки)
– Какой сделаем вывод, как произносится звук [с] в первом слове твердо или мягко?
твёрдо
-А во втором? мягко
- Дайте короткую характеристику букве С и звукам [с], [с']. Отвечают
(После прослушивания ответов детей включаю видеосюжет о букве С, где дети слышат правильную характеристику). Смотрят Регулятивные:
умение определять успешность выполнения своего задания
Все были правы, когда давали характеристику новой букве? Как вы оцените свои ответы? Несколько детей поднимают один из цветов Светофора
-Молодцы, ребята, Светофор обратил внимание на ваши сигналы.
- Ребята, к нашим автобусам подъехал ещё один сине-зелёного цвета, что – бы это значило?
- Вспомните в чём было различие звуков в словах лес и лось?
Так вот, никто не догадался, для каких звуков подъехал сине-зелёный автобус?
Отвечают
Значит букве Н так же, как букве С нужно сесть в сине-зелёный автобус, потому, что они могут быть, как твердыми, так и мягкими.

– Найдите среди букв алфавита новую. Эта буква С, с, которая на письме обозначается как звуки [с], [с'] .

– Хором произнесем название буквы и запомним.

– На что похожа буква С?

Да, вы правильно решили:
С похожа на молодой месяц, его ещё называют полумесяц.

Полумесяц в небе тёмном
Буквой «с» повис над домом. (В. Степанов)

«Новоселье» буквы в «Замке букв» (в ленте букв).
- Итак, звуки [ с ], [ с´] мы будем обозначать буквой «с». Куда мы поселим новую букву?
Из истории буквы «с».
- В наше время буква эта называется «эс». Древнее исконное её название – «слово» - то, что можно слышать. От древнего слова «слово» произошло и слово «слава», а от него – «славяне». Это русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы. Славяне – это народ, имеющий славу, славный народ.
Слово – реальная сила, которая может изменить мир. Недаром говорят: «Живым словом победить можно».

- Ребята, давайте порадуем Светофора знанием дорожных знаков. Что означают следующие знаки? (Показ знаков)
- А эти 2 знака (зелёный «и» и зелёный «ы») из страны Звуков и Букв. Помогите Светофору найти ошибочный, чтобы предупредить аварии. Определите, в какой руке я его держу.
- Вспомните, какое правило было нарушено.
Согласный с «а», «о», «у», «э», «ы»
Твёрдо ты произноси!
Согласный с «и»
Мягко ты произноси!
(В сине-зелёную «гостиную», т. к. обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки; на нижнем этаже, т. к. обозначает глухой согласный звук)
А сейчас улица Прописи. Мы должны порадовать Светофора правильным, красивым, аккуратным написанием новой буквы в прописи. Откройте стр.16 прописи № 2.
Давайте сравним печатную и письменную букву С.
- Эта буква представляет собой часть овала и должна быть округлой. (Обучение письму строчной буквы «с» на доске с проговариванием, а затем в прописи»
Пальчиковая гимнастика.
Пишут в прописи букву Сс
Взаимопроверка в паре с подчёркиванием самых красивых букв. Сигналы светофора, как самооценка.
5. Первичное закрепление Остановка «Читай-ка»
Чтение слогов с новой буквой
– Прочитаем сначала слоги – слияния с новой буквой. (СА, СО, СУ, СИ, СЕ)
Читают Познавательные:
выполняют логические действия, проводят сравнение и классификацию по заданным критериям; умение выявлять сущность, особенности объектов
Настало время поработать со схемами в группах.
На доске схемы и картинки. Соотнесите схемы с картинками.
Вспоминают и обговаривают правила работы в группах. Соотносят схемы и картинки
Какую работу вы выполняли?
- Ты делал сам или тебе помогали?
- Ты доволен своей работой?
Отвечают на вопросы для самооценки.
Игра «Доскажи словечко» Дети читают начало чистоговорки «Са-са-са…» (несколько раз) Регулятивные: умение определять успешность
«…в лесу бегает лиса.»

«…прилетела к нам оса.»

«…кошка любит колбасу.»
«Су-су-су…» Коммуникативные:
адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих во взаимодействии умение работать в парах.
«…мы сменили колесо» (провожу работу над произношением скороговорки)


Физминутка
Ребята, а у нас физкультминутка,
Поднимитесь, наклонитесь,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
«Со-со-со…»
6. Включение в систему знаний Улица «Всезнайка»
Работа по учебнику стр.46

- Какие слова спрятались в схемах?
Игра «Кто больше составит слов из слогов»
Работа со словом Ось по словарю.

Работа по учебнику стр.44.
Отвечают

Составляют рассказ по иллюстрации «Девочки заблудились»
Коммуникативные:
умение слушать других.
Обучение письму заглавной буквы «С» стр. (аналогично обучению письму строчной буквы).

Работа в прописи № 2 (стр. 17). Письмо заглавной буквы «С». Верхнее и нижнее соединения. Запись предложений.
Пишут
Определяют количества слов в предложении.
Вспоминают правило правописания заглавной буквы в словах:
Помни: пишутся всегда
С большой буквы города,
Клички, имена, моря …
И фамилия твоя.
Регулятивные:
умение определять успешность выполнения своего задания

Познавательные:
смысловое восприятие познавательного текста
Гимнастика для глаз с использованием тренажёра
- А сейчас вместе с Светофором мы попутешествуем по слоговой таблице (чтение слогов с буквой «с»).
Упражнение «Твёрдый – мягкий».
Предварительное чтение читающими учениками стихотворения В. Лунина:
Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усатый сом,
Спит и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пёс …
Сон в страну свою унёс
Всех.       (В. Лунин)

- Названия каких птиц в этом стихотворении начинаются с буквы «с»? (Сойки, синицы)
- Названия каких ещё птиц начинаются с буквы «с»? (Сорока, соловей, скворец, сова, снегирь, свиристель и др.)
Показываю картинки с изображением птиц. Если в названии птицы есть новые изученные звуки, дети показывают сигнальную карточку нужного цвета (синяя – твёрдый согласный звук, зелёная – мягкий).
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке А сейчас пришло время попрощаться с нашим Светофором. Он очень доволен вашей работой на уроке, но очень просит, чтобы и на улице вы были такими же внимательными, всезнающими и помнящими правила Дорожного движения.

– С каким новым звуком и новой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

– Чему научились?

Сегодня я узнал…
Меня удивило…
Дома я расскажу….
А сейчас отметьте своё настроение по лесенке.
У вас на столе смайлики. Выберите соответствующий вашему настроению и поставьте их на первую ступеньку, если вы ничего не поняли, на вторую ступеньку, если вы всё поняли, и вам было интересно на уроке, на третью ступеньку, если вы хотите узнать ещё о букве С.
Машут до свидания Светофору Регулятивные:
умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Мы в социальных сетях