Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
пос. Комсомольский муниципального района Кинельский Самарской области

8(846 63) 5-11-01
8(846 63) 5-11-04
8(846 63) 5-11-06

План-конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме «Иван Сергеевич Соколов–Микитов «Листопадничек»

15 ноября 2020 года

Цели:

Образовательная:

Знакомство с новым текстом; обучение правильному выразительному чтению; учить видеть и замечать прекрасное в природе, понимать окружающий мир.

Развивающая:

Обогащать словарный запас, развивать память, речь, мышление и воображение.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Метапредметные и личностные результаты (УУД)

Личностные:

Формировать позитивное отношение к природе, развивать эстетические чувства, формировать нравственную ориентацию, развивать рефлексию.

Познавательные:

Формировать навыки работы с источниками информации: ориентироваться в тексте, анализировать и синтезировать прочитанное.

Регулятивные:

Ддействовать по инструкции; принимать и удерживать учебную задачу; контролировать себя при чтении; развивать навык контроля и самоконтроля; производить оценку действий своей деятельности и других учащихся.

Коммуникативные:

Формировать навыки учебного сотрудничества, вступать в общение, создавать высказывание

Иван Сергеевич Соколов–Микитов «Листопадничек»

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.

    Добрый день, добрый час!
    Как я рада видеть вас.
    Друг на друга посмотрели
    И тихонечко все сели.

  2. Проверка домашнего задания.

    • Над какой темой мы сейчас работаем?
    • А чем запомнились вам предыдущие герои из этой темы?
    • Назовите авторов произведений.
    • Какое последнее произведение мы с вами прочитали?
    • Кто в этом рассказе о птицах и окружающей природе думает, как о живом, а кто относится к ней беспечно, не думая о последствиях?
    • Кого вам напомнила капалуха? Чем?
    • Как вы думаете, изменится ли отношение мальчиков к природе после этого случая?
    • Чему хочет научить нас автор этим произведением?
    • Сегодня мы продолжим наше знакомство с миром животных.

II. Введение в тему.

  1. Предварительная беседа.

    • Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с произведением известного писателя Ивана Сергеевича Соколова – Микитова. Он писал о природе, жизни животных. Главная мысль его произведений - бережное отношение к природе и всему живому, окружающему нас на земле. Произведение, с которым мы познакомимся сегодня на уроке, приведёт нас в осенний лес, познакомит с жизнью животных.
  2. Погружение в тему

    • Послушайте стихотворение, мысленно нарисуйте картинку.

      Янтарная осень начальная,
      Срывается лист золотой.
      Картина немного печальная
      И грусть навевает порой.
      Темнеют далекие ели,
      Холодною стала река…
      Я помню, как птицы галдели –
      Сейчас уж летят в облаках.

    • Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)
    • Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад)
    • А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?
  3. Речевая разминка:

    Бобры добры идут в боры;
    Бобры для бобрят добры.

    • Прочитайте медленно.
    • Подготовьтесь читать скороговорку:
    • с вопросительной интонацией;
    • с восклицательной интонацией;
    • с ускорением;
    • быстро.
  4. Беседа

    • Ребята, а что вы знаете о бобрах? Расскажите
    • Сегодня на уроке вы узнаете больше о жизни бобров, прочитав произведение И.С. Соколова-Микитова.
    • Хотите узнать подробнее об авторе?

Автобиография

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

Иван Сергеевич Соколов–Микитов

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

III. Изучение новой темы.

  1. Постановка проблемы.

    • Как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (предположения детей о том кого могут звать Листопадничком)
    • Как вы думаете, когда, в какое время года будут происходить события в этом произведении? Почему?
    • Как вы думаете, что могло бы произойти осенью с этим героем?
    • Предположите, каков жанр этого произведения: рассказ или сказка?
    Вывод: мы попытались предположить, о ком пойдет речь, и что будет происходить в произведении, опираясь только на его название.
  2. Физминутка.

  3. Работа над текстом

    • Теперь проверим наши предположения и прочтём произведение.
      А чтобы наша работа была более успешной и текст более понятным, объясним значения некоторых слов.

    Словарная работа.

    Плотина, хатка, обглоданные, илом, штукатур, ходко.

    Чтение учителем и учащимися текста.

    • А вопросы будут задавать зайчиха и Листопадничек.

    1 часть – учитель (до слов прощайте)

    • Как зовут маленьких осенних зайчат?
    • Какая мечта была у маленького зайчика?

    2 часть – ученик (до слов бежал, бежал…)

    • Что произошло с малышом?
    • Почему? (Пошёл за своей мечтой)

    3 часть – инсценировка (до слов прыгай прямо в хатку).

    4 часть – самостоятельное чтение (до слов можно замерзнуть).

    • Понравилась ли малышу хатка бобров?
    • А какие мысли пришли к нему потом?

    5 часть – чтение цепочкой (до слов трудолюбивые).

    • Почему же зайчонок остался?

    6 часть – чтение в парах (до слов звать старых бобров).

    • Как прошёл первый день Листопадничка у бобров?
    • Какого зверя увидел зайчонок?

    7 часть – чтение «четвёрками» (группа по четыре человека).

    • О чём вспоминал зайчик зимой?
    • Как стали говорить о зайчишке?
  4. Проверка первичного восприятия.

    • Понравилось ли вам произведение? Чем?
    • Так к какому литературному жанру это произведение относится ? (Сказка о животных)
    • Докажите (животные разговаривают, события нереальные)
    • Назовите основных героев произведения. (Мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)
    • Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
    • Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
    • Каких страхов натерпелся листопадничек?
    • Расскажите как зайчонок попал на болото. Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?

IV. Закрепление изученного.

  1. Выборочное чтение.

    • С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки?
    • Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.
    • Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой?
    • Почему зайчонок остался у бобров?
  2. Работа в парах.

    • Найдите в тексте эпизоды, соответствующие иллюстрациям в учебнике.
  3. Составление синквейна о зайчике.

    1 строчка– 1 существительное
    2 строчка – 2 прилагательных
    3 строчка – 3 глагола
    4 строчка – ключевое предложение из текста

    Зайчик
    Любознательный, трусливый
    Заботится, боится, ныряет
    По всему лесу прослыл Листопадничек самым храбрым и отчаянным зайцем.

V. Итог урока. Рефлексия.

  • Я узнал на уроке ... .
  • Мне было интересно потому, что ... .
  • Меня удивило ...
  • Я бы хотел(а) ….
  • Я сделал(а) вывод, что…

VI. Домашнее задание

Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли бы с ним произойти ? Придумать свой рассказ. Проиллюстрируйте любой эпизод сказки.


Мы в социальных сетях